г. Уфа, ул. Комарова, д.7
Заказ экскурсий +7 (347) 260-44-64

10 картин о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

10 картин о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1.«Фашист пролетел», Аркадий Пластов, 1942 г.
Советский мастер живописи Аркадий Пластов создал одно из самых сильных своих полотен ещё в самом начале войны, в 1942 году. Несмотря на то, что перед нами не баталия, трагическая сущность войны передаётся очень точно.

2. «Мать партизана», Сергей Герасимов, 1943–1950 гг.
Художник Сергей Герасимов до войны был хорошо известен, в его творчестве преобладала тема русской деревни. Возможно, именно поэтому его военное полотно тоже связано с деревенскими жителями: гордой женщиной, которая не боится немецких захватчиков.

3. «Письмо с фронта», Александр Лактионов, 1947 г.
Сюжет одной из самых известных и трогательных картин о Великой Отечественной войне художнику подарила сама жизнь. В 1944 году Александр Лактионов вернулся из эвакуации из Самарканда и поселился в Загорске (Сергиевом Посаде) — в перестроенной келье монастыря.
Однажды художник встретил в городе раненого солдата, который искал адрес, по которому сослуживец попросил его доставить письмо. Лактионов помог солдату и вместе с ним стал свидетелем событий, лёгших в основу полотна.
Работу над картиной художник завершил через три года и получил за нее Сталинскую премию. Картина часто встречается в учебниках истории и искусствоведения, но вживую поражает зрителей неожиданным масштабом — 225 × 155 см.

4. «Триумф победившей Родины», Михаил Хмелько, 1949 г.
Картина Михаила Хмелько посвящена Параду Победы 1945 года: советские воины низвергают фашистские знамёна к ногам полководцам-победителям, среди которых узнаются Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров. На трибуне мавзолея, конечно, товарищ Сталин и руководство страны.
Михаил Хмелько служил на войне сапёром-картографом, был ранен и после числился в бригаде фронтовых художников при политуправлении 1-го Украинского фронта. До войны учился в Одесском художественном техникуме, а после окончил Киевский государственный художественный институт.
За «Триумф победившей Родины» Михаил Иванович получил Сталинскую премию. Полотно хранится в Третьяковской галерее, но выставляется только по особым поводам.

5. «Слава павшим героям», Федор Богородский, 1945 г.
Некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями.
Художник создает картину, опираясь на канонический сюжет положения Христа во гроб. Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга.

6. «Победа», Петр Александрович Кривоногов, 1948 г.
В годы Великой Отечественной войны студийцы находились на фронтах в местах боевых действий, среди них был и талантливый Петр Кривоногов. Всю войну П. Кривоногов прошёл в действующих войсках от Волоколамска до Берлина. За годы войны художник карандашом, сангиной, углем, акварелью сделал более 300 графических работ, в них – летописная история героической борьбы, ратного подвига и великой победы советских воинов.
День Победы Кривоногов встретил в Берлине у поверженного Рейхстага, тогда же родился замысел создать картину «Победа» (1948). Над ней художник работал три года. Многофигурная сложная композиция передает атмосферу исторического момента, душевного подъема и торжества. Картина явилась своеобразным символом великой Победы над фашизмом и стала знаковой в живописной истории Отечественной войны. В ней со всей мощью раскрылся талант баталиста, фронтовика Петра Александровича Кривоногова. Очевидец и участник боев, прошедший с советскими войсками от Волоколамска до фашистской столицы, он навсегда останется художником-летописцем рассказавшем миру о Войне и Великой Победе.

7. «Матери, сёстры», Евсей Моисеенко, 1967 г.
Полотно посвящено жизни женщин во время войны. Художник Евсей Моисеенко, сам участник войны, рассказывал: «Я помню, и как меня мать провожала на войну, и как, будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин. Мне хотелось как бы взглядом уходящего заглянуть в них. Планами, сначала крупно, потом всё меньше — и вовсе женщины исчезают за горизонтом. Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда».
На создание картины потребовалось пять месяцев, но перед этим художник два года потратил на поиск идеи. В начале 1960-х гг. Евсей Евсеевич написал несколько этюдов в родном селе. Сначала появилось полотно «На колхозном дворе» и только потом отражающее первоначальный замысел «Матери, сёстры».

8. «Оборона Севастополя», Александр Александрович Дейнека, 1942 г.
«Оборона Севастополя» — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

9. «Поле», Михаил Савицкий, 1973 г.
Михаил Савицкий ушел на фронт девятнидцатилетним. Он оборонял Севастополья все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау.
Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары, которые постоянно вспыхивали на полях, подожженных или немецкими военными, чтобы голод помогал им в борьбе с Красной Армией, или советскими людьми, чтобы урожай не доставался врагу.

10. «Нашествие», Константин Васильев, первая половина 1970-х гг.
Константин Васильев известен полотнами на былинно-мифологические темы, художника вдохновляли исландские саги и другие героические эпосы.
Васильев родился в 1942 году в Майкопе во время немецкой оккупации, и это одна из причин, почему тема войны так часто проявлялась в его творчестве. В эту подборке представлена его работа«Нашествие», уникальная по цветовой гамме, сюжету и композиции.
Другие работы мастера отличаются насыщенной палитрой оттенков и кристальной чистотой цветов. Здесь мы видим сумрачное, почти монохромное изображение. В центре — фрески разрушенного храма. Идея объединить изображения святых с темой войны была для начала 1970-х гг. новой и даже смелой.

Режим работы:

Вт-Чт с 11.00 ч. до 18.00 ч.

Пт с 14.00 до 21.00 ч.

Сб-Вс с 11.00 до 18.00 ч.

Выходной день – Пн

Адрес:

450064, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Комарова, д. 7

+7 (347) 260-44-55