24 января - Международный день образования.
В годы Великой Отечественной войной 1941 - 1945 гг., школы Башкирии, как и все школы страны, работали в новых, сложных условиях: сокращение школьного фонда, мобилизация учителей в Красную Армию, недостаток учебно-наглядных пособий и школьно-письменных принадлежностей, затруднения в снабжении продовольствием, одеждой и обувью.
В условиях войны были пересмотрены учебные программы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебного плана, увеличивалось число часов на русский язык, литературу, математику. В тяжелейшее для нее время страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем издавались книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.
С началом войны произошли изменения в жизни школы, в содержании и формах учебно-воспитательного процесса. В программе по истории для 7-10 классов увеличилось количество часов на изучение военного прошлого страны. По постановлению ГКО с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка для учащихся старших классов, а с 1942-43 учебного года введен новый предмет - военное дело.
В годы войны появились новые виды учебных заведений: с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодёжи (ШРМ). Школа работала в составе 5-7-х и 5-10-х классов. Осенью 1944 года были образованы подобные школы для сельской молодёжи (ШСМ). В интересах быстро растущей потребности оборонной промышленности в кадрах проводилась мобилизация молодёжи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища.
В июне 1944 года Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Согласно данному документу вводились экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6 классах и 8-9 классах; стала применяться цифровая пятибалльная система оценки знаний; утверждены золотая и серебряная медали для выпускников средней школы. В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 8-ми на 7-летний возраста, что привело к некоторому увеличению контингента учащихся.
Тысячи школьников и учителей работали на полях колхозов и совхозов, в мастерских, на заводах. Самоотверженно трудились учителя воспитывая детей, достигали высот их ученики, каждый из них внес свою непосильную лепту в общую Победу.
В Республиканском музее Боевой Славы хранятся художественная литература, орфографические словари, энциклопедии, тетради и чернильницы времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
У посетителей есть возможность увидеть уникальные музейные экспонаты. Многие книги сохранились в единственном экземпляре. Фотографии и тетради по чистописанию, на пожелтевшей бумаге того времени, являются свидетелями трудных военных лет.
На фото:
Лист из тетради по чистописанию ученицы начальных классов школы №40 г.Уфы, Булановой Лиды. 1941 год.
Брошюра: «Таня» (Герой Советского Союза Зоя Анатольевна Космодемьянская).1942 год.