Открытки военных лет
В тяжелые годы Великой Отечественной войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточку с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома. Маленькая поздравительная открытка-весточка, пришедшая с фронта домой или из дома на фронт, говорила о том, что человек не одинок в этой большой и страшной войне. В этом была ее сила.
В отличие от других видов печатной продукции, выпуск которых в годы Великой Отечественной войны резко упал, издание открыток в 1941-1943 гг. почти не отставало от довоенного уровня. Фронту и тылу нужна была действенная и оперативная пропаганда. С первых месяцев войны Наркомат связи СССР уделял большое внимание обеспечению Красной Армии, Военно-морского флота и населения почтовыми карточками. Большинство почтовой корреспонденции в годы войны пересылалось бесплатно.
Первые выпуски почтовых карточек-бланков не были иллюстрированными. До этого подобные почтовые карточки почтовым ведомством не выпускались. На такие карточки не нужно было наклеивать марки. Позднее карточки стали иллюстрированными. Их выпускали издательства «Воениздат», «Военмориздат», «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник» и др. Открытки печатались литографией, хромолитографией и цветной автотипией, тиражами от 5 до 200 тысяч экземпляров. Тематика открыток была разнообразной.
Начиная с 1941 г. издательство «Искусство» начало издавать открытки с плакатами «Окон РОСТА». Плакаты «Окон» тиражировались ручным способом, поэтому выходили в нескольких экземлярах. Открытка же позволяла репродуцировать плакаты массовыми тиражами (более 500 тысяч экземпляров), что сыграло большую роль в их распространении.