Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу. Они явились одним из важнейших средств агитации в военное время. По силе воздействия плакаты действительно были равны боевому оружию, укрепляли боевой дух солдат, взывали к совести и чести, мужеству и храбрости.
Первым плакатом, который увидели граждане Советского Союза на своих домах 23 июня 1941 года, был плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага.
Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором.
Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами.
Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.
Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники: Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие.
Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела.