Ночь искусств в Республиканском музее Боевой Славы
Скульптура в годы Великой Отечественной войны
Во период Великой Отечественной войны искусство претерпело изменения, поставив главной задачей создать образ воюющего непобедимого народа и поддержать боевой настрой. После же войны главной задачей стало сохранить этот образ для будущего поколения, показать мощь и единство СССР и навсегда запечатлеть память о Победе в истории.
Одним из самых интересных памятников этой эпохи является грандиозная скульптура «Родина-мать зовет». Немногие знают, что этот постамент не только является частью памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, но и центральной частью скульптурного триптиха «Меч Победы», состоящего также из монументов «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. В основе триптиха лежит идея, что меч, выкованный на берегу Урала, затем был поднят Родиной-матерью в Сталинграде с призывом дать отпор врагу и опущен после Победы в Берлине.
Магнитогорск был не случайно выбран местом для сооружения памятника, ведь по статистике, каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из магнитогорской стали. Отсюда и символичность скульптуры — работник завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату, который направляется на Запад.
Позже Меч Победы поднимет ввысь «Родина-мать» в Волгограде (Сталинграде), где произошел переломный момент в войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелейших боев началась долгая дорога на Берлин.
И завершает общую композицию монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.