Размещенные в Башкирской АССР предприятия машиностроения совместно с промышленностью республики составили комплекс заводов. Одесский станкостроительный завод имени Ленина разместился на площадке Стерлитамакской машинно-тракторной станции. Прибывший из Туапсе машиностроительный завод Наркомата нефтяной промышленности вошел в состав Благовещенского машиностроительного завода.
В короткий срок был создан крупнейший в СССР машиностроительный завод. За несколько месяцев смонтированы и включены в действие несколько предприятий по производству аппаратуры слабого тока, заводов станкостроения, полным ходом развернуто строительство трех заводов бурового оборудования, осевого, механического и автотрактородеталей.
На Уфимском моторостроительном заводе, производившем двигатели для комбайнов, было размещено оборудование нескольких заводов авиационного моторостроения из Рыбинска, Москвы, Ленинграда. Началось производство авиационных моторов М-13 и ВК-105 конструкции Климова. В день выпускали по 50-60 моторов. За годы войны завод выпустил более 52 тысяч авиационных двигателей (с 1924 года – более 97 тысяч). УМЗ освоил выпуск моторов для бомбардировщиков Пе-2, истребителей Як-3, Як-7, Як-9.
Для размещения прибывшего оборудования на территории УМЗ в условиях морозной зимы 1941-1942годов были возведены 11 производственных корпусов, проложены 42 км железнодорожных путей, построены депо, помещения для транспорта. Для работников завода были возведены 127 домов и бараков, два палаточных городка, в которых разместились 6 600 человек.
В годы войны главным металлургом Уфимского моторостроительного завода был Ферин Михаил Алексеевич – организатор внедрения новой техники, один из создателей нового жаростойкого сплава для авиамоторов.